Рисунки для мальчиков своими руками карандашом

Тест «Нарисуй человека».

Итак, в предыдущих статьях мы уже нашли достаточно свидетельств того, что детские рисунки – неоценимый источник информации.
Выяснили также и то, на то в первую очередь следует обратить внимание, когда малыш рисует спонтанно, по своей инициативе.

Однако существуют и специализированные рисуночные тесты.

Сейчас, увы, уже невозможно назвать исследователя, который первым предложил использовать рисунки для анализа психики человека, однако первыми попытками создать систематизированные методики можно считать работы Ф. Гуденаф, создавшей первый стандартизированный тест - «Нарисуй человека».
Этот метод прост и естественен. В самом деле, люди вокруг и собственная личность настолько значимы для малыша, что рисовать человека – одно из наиболее органичных для него занятий.

Тест «рисунок человека» позволяет определить уровень развития интеллекта ребенка, а также выявить немаловажные характеристики его психики: эмоциональное состояние, наличие тревожности и страхов, уровень самооценки и психологического благополучия, социальную направленность личности, уровень агрессивности, умения общаться, степень эмоциональной устойчивости.

Подробно условия выполнения этого теста будут описаны в следующей статье, а пока определимся, на что же нам нужно будет обратить внимание, чтобы выяснить все то, что нас интересует?

Детальный анализ был проведен в исследовании А.Л. Венгер «Психологические рисуночные тесты», а также Джоном Дилео в работе «Детский рисунок». Обобщив опыт этих ученых и их последователей, можно сказать, что прежде всего надо прислушаться к своему общему впечатлению от рисунка и оценить выражение лица изображенного человека. Лицо – прямая проекция эмоционального настроя ребенка: радостное свидетельствует о благополучии, грустное говорит о печальном настроении, растерянное – о неуверенности и тревоге, отстраненное – о погруженности в себя, злое – об агрессии, неприятное, отталкивающее – о негативизме, асоциальности.

Важна также поза изображенного человека. Подростки в стадии острого кризиса рисуют людей со спины или в профиль; лежащие персонажи характерны для пассивного ребенка или при истощении неровной системы, а бегущие или занятые каким-либо делом – напротив, для ребят с высокой активностью и творческой направленностью.

Если нарисован некий определенный персонаж – это зачастую говорит о демонстративности.
Изображение высокопоставленной особы – президента, монарха - говорит о высоком уровне притязаний, а акцентирование на финансовой стороне (нарисован богач или, наоборот, явный бедняк) – о неудовлетворенности своим материальным положением или о неуверенности в нем.
Военный или просто хорошо вооруженный персонаж говорит о тенденции к агрессивности.
Клоунов рисуют дети с заниженной самооценкой и негативной самопрезентацией. Асоциальных типов (злых сказочных героев, криминальных элементов, алкоголиков, наркоманов) рисуют дети с асоциальной (пассивный вариант) или антисоциальной (активный вариант) направленностью поведения, со склонностью к негативизму.
Роботы и инопланетяне чаще всего появляются в рисунках детей, погруженных в себя или одиноких.

Далее следует обратить внимание на то, как нарисованы отдельные части тела.
Голова должна быть обязательно, ее отсутствие или сильная деформация размеров и пропорций – тревожный признак.
Лет с 7 по размеру головы можно определить ценность интеллекта для ребенка: слишком маленькая голова говорит о том, что она невысока, очень большой же размер говорит о высокой значимости интеллекта для ребенка.
Не слишком хорошим знаком является также отсутствие глаз или нетипичное их изображение - в виде точек, в виде пустого кружка (без зрачка), полностью зачерненные или (после 7 лет) с явной асимметрией, когда нарисован лишь один глаз либо имеет место разительная разница пропорций – все это признаки нервного истощения, импульсивности, негативизма либо страхов.
Слишком тщательно прорисованная голова с детализированной прической, ресницами и множеством дополнительных деталей говорит о демонстративности ребенка.

Рот – тоже элемент показательный. Оскаленная зубастая пасть – признак вербальной агрессии (ребенок склонен поругаться); рот перекошенный – свидетельство негативизма или проблем развития; подчеркнутые, полные губы (особенно в рисунках подростков) – свидетельство внимания к сексуальной сфере; отсутствующий рот – также признак негативизма, отказа от общения или истощенности нервной системы.

Подчеркнуто большие органы чувств - уши или глаза – признак тревожности, а слишком большой нос порой свидетельствует также и о недовольстве собственным внешним обликом. Если же фигурка без ушей – ребенок старается «не слышать» окружающий мир.

Очертания тела тоже говорят о том, как ощущает себя автор рисунка. Если изображена худощавая, долговязая фигура на рисунке ребенка старше 7 лет – это может быть признаком астении, погруженности в себя (интроверсии), а у девочек-подростков – признаком анорексии.
Слишком толстый человек на рисунке говорит о недовольстве ребенка своей внешностью.
Иногда ребенок как бы лишь намечает очертания, рисует неуверенными, неопределенными штрихами – это признак тревожности.
Угловатая, неприятная фигура свидетельствует о проблемах в общении, а нарочито уродливая, с грубо искаженной формой и пропорциями – признак асоциальности, негативизма или психических проблем.

Руки – «индикатор» сферы общения. Это показатель экстраверсии, контактности (в случае открытой, «обнимающей» позы с разведенными в стороны руками) или, напротив, интроверсии, погруженности в свой внутренний мир (если они прижаты к телу или спрятаны за спиной).
Отсутствующие или слишком маленькие руки – свидетельство проблем в общении, ухода от него.
Если руки, напротив, слишком велики – коммуникационные «аппетиты» ребенка не вполне удовлетворены.
Ну а большие кулаки с острыми ногтями-когтями также говорят сами за себя – это агрессия, притом агрессия физическая: автор рисунка – не дурак подраться.

Ноги свидетельствуют о «прочности положения» ребенка в мире, о степени его бытовой ориентации – чем они меньше, тем неуверенней себя чувствует малыш. Слишком длинные и худые ноги – признак истощенности и слабости, слишком большие ступни – свидетельство потребности в надежной опоре.

Признаки пола также важны. Интерес к сексуальной сфере и его отражение характерно для подросткового возраста, лет с 12 – это норма. Если они отсутствуют у подростка – это говорит об его отставании в психосексуальном развитии, но если появляются в рисунках слишком рано – лет с 5-6 – и сюжеты более чем «опережают возраст», это свидетельство негативизма, асоциальности и антисоциальности – неприятия или вызова обществу.
Если подросток рисует фигуру неопределенного пола – он, возможно, еще не определился с собственной половой идентификацией.
А если мальчик рисует подчеркнуто маскулинную фигуру – очевидна значимость для него мужественности и культа силы. Это типично для подростка, но говорит о повышенном уровне агрессии у маленького ребенка – или о его сомнении в своих возможностях соответствовать мужской роли в случае не слишком благополучного «прохождения» так называемой эдиповой фазы – возраста конкуренции с отцом (5-6 лет).

И последнее, на что стоит обратить внимание – детали рисунка. Так, оружие в любой модификации, включая палку в руке – признак агрессивности;
сигареты, бутылки, шприцы, татуировки – свидетельство асоциальности;
игрушки, воздушные шарики на рисунке подростка говорят об инфантильности;
украшения и повышенное внимание, уделенное в рисунке одежде, прическе и прочим «фантикам» скажут о демонстративности рисовавшего;
ну а раны, шрамы, уродства – показатели невротического состояния, невроза и вообще любого неблагополучия психической сферы.

Итак, как видим, данная методика позволяет сделать выводы о психическом состоянии на основании анализа рисунка, выполненного малышом. Однако при помощи анализа рисунка человека возможно также и определение уровня интеллектуального развития ребенка.
Основная идея состоит в том, что уже в возрасте 3,5-4 лет ребенок рисует фигуру, которую психологи называют головоногом: это круг, который одновременно и голова, и туловище, с глазками и ротиком, а также с ручками и ножками-палочками.
Однако с возрастом рисунок человека постепенно прогрессирует: после «головонога» следует стадия схематического рисунка (когда он имеет в основном все необходимые «детали», однако словно «склеенные» между собой, представляющие «набор» частей тела. Помните, как в песенке: «ручки, ножки, огуречик – получился человечек!»).
Эта стадия после 7-8 лет постепенно сменяется промежуточной схематично-пластической, и наконец к подростковому возрасту ребенок «дорастает» до уровня пластического рисунка, когда руки-ноги-тело-голова переходят друг в друга плавно, и рисуются не схематично линией, а начинают все больше напоминать оригинал - соблюдением пропорций, объема и так далее.

Все эти стадии довольно четко и последовательно сменяют друг друга и находятся в прямой зависимости от возраста, что позволяет на основании анализа рисунка человека оценивать уровень умственного развития ребенка: при нарушениях и задержках развития психики и интеллекта наблюдается отставание и в уровне развития изобразительной функции.

Ребенку дают чистый лист бумаги и разрешают располагать рисунок, как ему удобно – горизонтально или вертикально. Рисунок выполняется простым карандашом, желательно не слишком твердым (чтобы не царапал и не рвал бумагу и легко писал), но и не слишком мягким (чтобы «не разводить грязь»). Резинку кладут, но специально внимания на ней не акцентируют (а лучше взять карандаш с резинкой): если ребенок почувствует потребность вносить в свое произведение коррективы – он это сделает, но специально наводить его на эту мысль не надо.
Инструктируют малыша таким образом: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так, как умеешь». Если ребенок задает уточняющие вопросы на тему «а как надо», просто скажите: «Рисуй так, как тебе хочется». Но если он пытается вместо человека нарисовать что-то другое, скажите еще раз: «Давай нарисуем так, как тебя попросили сначала».
Во время работы отмечают, в какой последовательности ребенок рисовал отдельные части тела, какие при этом задавал вопросы или как он комментировал происходящее, сколько времени ушло на рисование, были ли исправления и где.
Каждая деталь рисунка оценивается в баллах, и по сумме баллов можно судить о том, адекватно ли развитие возрасту. Так, наличие на рисунке головы, туловища, глаз, носа, рта, рук и ног оценивается в 2 балла каждый (причем 2 руки или ноги – это 2 балла, а не 4), наличие ушей, волос (головного убора), бровей, шеи, одежды, пальцев рук, ступней (или обуви) оценивается еще баллом за каждый нарисованный элемент. Правильное количество пальцев рук – плюс дополнительный балл. Пластический способ изображения добавляет целых 8 баллов, промежуточный (комбинация пластического и схематического способа) дает 4 балла, схематический с руками и ногами, изображенными двойной линией - всего 2. Если изображение примитивно-схематическое или «головоножное», баллы не добавляются.

Таким образом, минимально рисунок может набрать 0 баллов, максимально – 30.
В возрасте от 3 с половиной до 4 лет норма составляет от 4 до 13 баллов,
в возрасте от 4 до 5 лет – 8-17 баллов;
от 5 до 6 лет – 14-22 балла;
от 6 до 7 лет – 18-25 баллов;
от 7 до 8 лет – 20-26 баллов;
от 8 до 9 лет – 22-27 балла;
от 9 до 10 лет – 23-28 баллов;
от 10 до 11 лет – 24-30 баллов;
от 11 до 13 лет – 25-30 баллов;
от 13 лет и старше – 26-30 баллов.

Чем выше балл – тем выше уровень развития ребенка.
Существенное отставание от возрастной нормы выполнения теста может навести на мысль об отставании и в интеллектуальном развитии.
Если же развитие изобразительной функции опережает возраст – можно порадоваться за малыша (но лучше перепроверить результаты у профессионального психолога, если это вопрос почему-либо для вас принципиален – потому как родительский глаз зачастую необъективен).

Обращаю ваше внимание на чрезвычайно важную деталь: результаты искажаются тем сильнее, чем сильнее эмоциональная связь между «экспериментатором» и ребенком. Не просите и тем более - не заставляйте своих детей рисовать вам «тесты»: получится ерунда. Лучше возьмите для анализа рисунок, который ребенок выполнял без ваших инструкций, либо, если очень хочется, попросите своих не слишком близких ребенку друзей помочь вам. Однако куда лучше с тестированием, а тем более с интерпретацией справится специалист – ведь выводы, конечно же, можно делать лишь на основе тщательного комплексного исследования.

Поэтому, уважаемые родители: если вас что-то настораживает в рисунках вашего ребенка – лучше не занимайтесь самодеятельностью, а не поленитесь проконсультироваться с детским психологом. Описанные в статьях о рисуночном тестировании признаки – только ориентиры, которые могут помочь родителям обратить внимание на внутренний мир своего ребенка – все ли у него благополучно?



Закрыть ... [X]

Рисунки для мальчиков своими руками карандашом Как сделать цветы своими руками. Из:бумаги, лент
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом Поделки сделаные своими руками с фото и видео
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом Своими руками - сайт о рукоделии
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом Castellani. Официально в России
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом How to check 'mdadm' RAID s while running? - Unix & Linux Stack
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом RAW JEANS Джинсовая одежда, мужские и женские джинсы
Рисунки для мальчиков своими руками карандашом StitchShop - товары для рукоделия
Аверченко Аркадий Тимофеевич. Всеобщая Декупаж для начинающих шаг за шагом (фото и видео) Домашние маски от выпадения волос - Отзывы, рецепты Как сделать обувь для кукол Монстр Хай, Барби, Братц из Мебель для детей - купить в интернет магазине Бабаду Очарование бисера